Новости
Расшифровка "черного ящика" вертолета Ми-8
Дата: 03.09.2003
Источник: "Комсомольская правда"
Категория: Областные новости
Комментарии: 0Просмотрено: 6043


"Говорил же, б..., уходи вправо!!!"
Полная расшифровка "черного ящика" вертолета Ми-8, на котором разбились сахалинский губернатор и еще 19 человек

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

20 августа 2003 года на Камчатке разбился вертолет Ми-8 RA-25194, на борту которого находились три члена экипажа и 17 пассажиров, в том числе губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.

Как уже установила комиссия, экипаж без согласования с диспетчером изменил в середине полета маршрут и сильно уклонился от установленной трассы. При этом летчики докладывали на землю ложную информацию.

Ниже вы прочтете расшифровку речевого самописца (одного из "черных ящиков") погибшего Ми-8 с комментариями специалистов.

В целом картина трагедии выглядела примерно так:

"Восьмерка" лежала на открытом месте. Но искали
ее очень долго: пилоты давали диспетчерам
ложные координаты маршрута...

В условиях густой низкой облачности Ми-8 летел на недопустимо малых высотах.
По данным "КП", маршрут был изменен по требованию представителя заказчика рейса Михаила Викульцева, который хотел показать VIP-персонам красоты Камчатки - долину реки Толмачева, каскад водопадов, Толмачевское озеро - красивейшие места, куда возят иностранных туристов. Экипаж ругался, но деваться летчикам было некуда. Они сразу договорились, что на землю будут давать не фактическую информацию, а то местонахождение, которое должно быть по утвержденному маршруту. Ведь радиолокационного контроля в тех местах нет.
В густых облаках экипаж метался...
Пилоты в момент падения находились на рабочих местах. Посторонних в кабине не было.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Экипаж вертолета Ми-8:
КВС (Командир воздушного судна) - Александр Гузанов. Ему 50 лет. Половину из них он провел за штурвалом Ми-8 и Ан-2. По трассе Елизово - Северо-Курильск летал сотни раз. Знал ее хорошо.
2П (Второй пилот) - Богдан Здор.
Б/м (Борттехник) - Игорь Осипов.

2:05:48 (время международное, на Камчатке плюс 12 часов).
Второй пилот (в распечатке - 2П):
Но там прогнозы не проходят. То есть нам до Лопатки все равно лететь, как по старому маршруту.
(Прогноз погоды, который дали экипажу, не оправдывается. Летчики отвернули от планового маршрута и говорят, что потом вернутся на старый. Мыс Лопатка - поворотная точка на нем. От Лопатки - 45 км до Северо-Курильска, где вертолет должен был сесть.)

2:05:58
Командир воздушного судна (в распечатке - КВС):
Миша - урод, ну почему не сказать раньше, б..., а? Я х...ю.
(Миша - Михаил Викульцев, директор предприятия "Авиатор", заказчик полета. Командир возмущается, что его раньше не предупредили об изменении маршрута.)

2:08:18
КВС:
Это Приставная.
(Приставная - сопка или населенный пункт.)

2:10:14
Борттехник (в распечатке - Б/м):
Система герметична, посторонних шумов нет.
(Борттехник делает установленный доклад о гидросистеме - проще говоря, об исправности техники.)

2:10:30
КВС:
Интересно, как Бендер пошел, слушай его, б...
(Бендер - Владимир Бондаренко, командир первого вертолета Ми-8 с другими членами команды губернатора, который летел тем же маршрутом и благополучно сел в Северо-Курильске. Командиру интересно, каким маршрутом полетел Бондаренко. Он просит второго слушать доклады "Бендера" в эфире.)

2:10:32
2П:
Он по берегу пошел, по восточному, я слушал.
(Восточный берег Камчатки тоже выходит на мыс Лопатка, над водой, по берегу лететь удобнее, возвышенности не мешают.)

2:10:35
2П:
Потом вые...т и высушит, на траверзе Мутновки п...ц.
(Траверз Мутновки - это когда пункт Мутновка будет справа или слева под курсовым углом 90 градусов. Второй пилот опасается или заказчика, или какого-то начальника.)

2:10:41
КВС:
Так, следи за ним, вдруг он, х... его знает, еще вернется.
(Командир понимает, что в такую погоду лучше вернуться на место вылета или сесть. Видимо, он надеется: если Бондаренко вернется из-за непогоды, то и ему с шефом на борту будет проще убедить в том же заказчика или начальника.)

2:10:47
2П:
Но пока тихо, он Поворотный рассчитал.
(Второй пилот информирует: Бондаренко пока не возвращается, он рассчитал время прохода мыса Поворотный.)

2:10:49
КВС:
Че он рассчитал?

2:10:52
2П:
Мыс Поворотный.

2:11:00
КВС:
Да, Васю крепко шандарахнуло тут, б..., ну не крепко так, порядочно, прилично уже.
(Видимо, командир вспоминает коллегу "Васю", который в этом же месте мог войти в "тряску" в осадки с ветром.)

2:11:05
Неустановленный член экипажа - (в распечатке Э):
(неразборчиво).

2:11:06
КВС:
Вот верховье Паратунки смотрю, обороты уже.
(Командир видит верховье реки. Словом "обороты" он контролирует режим работы двигателей.)

2:11:10
Э:
А помнишь, мы тогда вернулись на (неразборчиво) только дошли до этого места.

2:11.14
КВС:
Даже раньше.
(Экипаж обсуждает, что уже бывал здесь при плохой погоде, но тогда они вернулись, не продолжили полет.)

2:11:30
КВС:
Озерное настрой на GPS.
(GPS, Global Positioning System - приемник спутниковой навигации. В него вводят любую точку маршрута, и он показывает расстояние до нее и момент ее пролета. Точка Озерное - очевидно, вблизи поселка Озерновский.)

2:11:35
Э:
Понял.

2:12:07
КВС:
И че он выдал?

2:12:09
Б/м:
(неразборчиво) Я смотрю: пройдем, не пройдем здесь?

2:12:12
КВС:
Не пройдем, стопроцентной уверенности нет, поэтому лучше надежным вариантом.
(Наверняка вертолетчики видят, что сопки становятся выше и вершины их уже входят в облака. А не ниже, как было у предыдущих возвышенностей. Командир понимает: нет гарантии, что могут над ними пройти. Надежный вариант - развернуться или сесть.)

2:12:17
КВС:
Толмачевку не прошел еще, возвращаться?

2:12:20
КВС:
Миша за голову возьмется.

2:12:22
2П:
  Пусть берется, раньше думать надо было.
(В экипаже усиливается <вариант возвращения> из-за плохой погоды.)

2:12:45
2П:
Пиратков 25-ю рассчитал.
(Видимо, член экипажа первого Ми-8 Пиратков рассчитал пункт маршрута.)

2:12:50
КВС:
Ты озеро Курильское дал полсотни минут, да?
(<Ты сообщил на землю, что озеро пройдем в 2 часа 50 минут международного времени?> Часы и секунды при таких докладах не говорятся.)

2:12:53
2П:
В сороковую
(Второй пилот уточнил время: пройдем на десять минут раньше.)

2:13.18
КВС:
Что у нас с речкой, впереди будет, да?

2:13:25
2П:
Поперечная, потом Апача, потом Толмачева, все притоки.

2:13:32
2П:
Через Толмачева же идет вот так?

2:13:35
КВС:
Я тебя и спрашиваю, что там за речка?

2:13:41
КВС:
Это еще, б..., Крестовая (сопка. - Прим. ред.), вот, облаками закрыта, да?

2:13:45
2П:
Да.
(Экипаж не может точно определить, где находится. Маршрут их полета пролегает через несколько речек. Экипаж больше внимания уделяет просмотру сопок, чтобы избежать столкновения, а не ориентировке на местности, тем более что приемник GPS текущие координаты выдает. Плюс погода тревожит экипаж, облачность все возрастает, ухудшается видимость.)

2:13:46
КВС:
Мы ее.
(Очевидно, <мы ее обойдем>.)

2:13:47
Б/м:
А вот перевал между Хребтовой и Опалой сопкой, а вот там Апача.

2:13:52
КВС:
Ну мы уже почти прошли, так смысла нет туда соваться.
(Скорее всего, летчиков попросили лететь через этот перевал, чтобы показать его красоту VIP-пассажирам.)

2:14:09
2П:
Вот Толмачевская трасса.
(Очевидно, экипаж использует для ориентировки участки дорог. Вертолетчики часто используют совпадение маршрута с направлением дороги, так как летают по видимости. Есть даже профессиональная поговорка: <Глаза у них - только в землю> и шутка: <Навигация у вертолетчиков - это сесть у деревни и спросить, как она называется>.)

2:14:46
КВС:
Порули пока.
(Командир передает управление вертолетом второму пилоту.)

2:17:07
КВС:
Повыше иди, это же не Коряки, блин, а?
(Имеется в виду: это же не Корякская сопка, которую сверху не обойти. Корякская сопка - действующий вулкан у аэродрома Елизово, высота 3456 м, на этой сопке, кстати, лежат десятки разбившихся самолетов и вертолетов.)

2:17:10
2П:
Что?

2:17:11
Б/м:
Повыше!

2:17:12
КВС:
Не Коряки, говорю.

2:17:21
КВС:
Что-нибудь не понравится.
(Не понравится вид на землю пассажирам: если войдут в облака, не видно будет.)

2:17:28
2П:
Тут тоже ветер сильный, вон, по деревьям.
(Очевидно, реальная высота в этот момент над землей, на которой летит вертолет, 40 - 100 м, очень низко.)

2:18:12
КВС:
Значит, Озерная среднюю верхнюю дала.
(Командир констатирует, что пункт выдачи погоды дал информацию, что облачность будет на среднем и верхнем уровнях, а облака оказались на нижнем - до земли.)

2:18:22
2П:
Это последняя погода была, он говорит: <Я ее отпустил>.
(Непонятно. Возможно, второй пилот сообщает, что Владимир Бондаренко, командир первого вертолета (<он>), в эту минуту докладывает на землю, что тоже проходит у нижней кромки облаков.)

2:18:35
КВС:
Ниже надо, Богдан, ты же видишь, нижнюю кромку цепляем.
(Нижняя кромка облаков опускается. Командир говорит второму: не влезай в облака, чтобы землю видно было.)

2:18:39
КВС:
И вправо уходи.
(Впереди стало вырисовываться очередное препятствие, возможно, сопка. Командир решает ее справа обойти.)

2:19:49
КВС:
Вправо уходи, я же тебе говорю, потом, ты же видишь, она ухудшается под прямым углом.
(Облачность ухудшается, возможно, летчики наблюдают быстрое снижение нижней кромки облаков.)

2:20:00
КВС:
Еще вправо.

2:20:03
Э:
А вообще не летать надо.
(В такую погоду лучше не лететь.)

2:20:07
КВС:
Говорят же, вы видите, мы все время по кромке (облаков. - Прим. ред.), п...ц, хоть ты усрись на х...й.

2:20:18
2П:
Что теперь делать, б...?
(Второй пилот не выполняет энергично указания командира, как тот того хотел. Второй понимает, что обстановка ухудшается быстро - кромка облаков понижается, а, видимо, наличие препятствий на пути и их высота увеличиваются. Летчик не может сам принять решение.)

2:20:30
КВС:
Опала в GPS-ку забей, идем на Опала.
(Опала - точка поворота возле одноименной сопки, идут на одноименный населенный пункт.)

2:20:33
2П:
Понял.

2:20:34
КВС:
Говорил же, б..., уходи вправо, не цепляй ты за нижнюю кромку, нет, б..., надо.
(Второй пилот отворачивает вправо от препятствия неэнергично. Наверняка командир в этот момент дернул ручку на себя, в резкий набор высоты, и вправо. На себя и отворот - у истребителей это называется <пошел в боевой разворот>. От этого резкого маневра лопасти несущего винта вертолета бьют по хвостовой балке. Она, разрушаясь, улетает на 70 метров от места падения вертолета. Ми-8 начинает вращаться, лопасти винта частично разрушились, и вертолет с высоты около 40 метров, вращаясь, падает на землю.)

2:20:43
Конец записи.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт по авиабезопасности Виктор ТИМОШКИН:

- Ситуация похожа на историю, когда погиб генерал Лебедь. Тогда тоже вылетели с хорошей погодой, а потом подошли к месту, где нижняя кромка облаков опускалась. В обоих случаях командир должен был выйти к VIP-пассажирам, заказчику и доложить: "Обстановка требует или вернуться на аэродром вылета, или сесть между сопками и переждать". Ясно, что полет был неспокойным. Пилоты, видимо, плохо отдохнули. Им наверняка сказали: давайте полетим так. Они имели право отказаться. Но не смогли сделать это. Видимо, потому что директор "Авиатора" - давний партнер руководителей "Халактырских авиалиний", которым принадлежал вертолет.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Может, эти слова не ко времени. Но их надо сказать: летишь проверять готовность северокурильских чиновников к зиме - так и лети. Никакие виды из иллюминаторов не стоят человеческих жизней. Лети и помни: ты - губернатор, не Господь Бог. Красоты смотреть будешь за свои кровные частным порядком. Если время останется от государственных забот. Кому это напоминание? Живым, конечно. А погибшим - вечная память и земля пухом.

Роман Попов, Эмма Кинас
<КП> - Петропавловск-Камчатский
02 Сентября 2003  г.
Комментарии к новости



Новый комментарий
Имя:
E-mail:
Текст:
Защита от спам-ботов
Введите изображенное число в поле формы
Число:

Новости
 Галерея


Идол моря
Галерея
 Избранные ссылки
Наши друзья
Ноглики Онлайн
OkhaCity.com
Free OkhaNet
Сеть г. Тымовска
Отправка SMS
МТС
Мегафон
Каталог ссылок
 Новости по категориям
Районные новости
Областные новости
Россия и Дальний Восток
В мире
Это интересно
Новости сайта

Оха - Городской портал - Copyight © 2003 - 2006 Коллектив авторов