"Говорил же, б..., уходи вправо!!!" Полная расшифровка "черного ящика" вертолета Ми-8, на котором разбились сахалинский губернатор и еще 19 человек
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
20 августа 2003 года на Камчатке разбился вертолет Ми-8 RA-25194, на борту которого находились три члена экипажа и 17 пассажиров, в том числе губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.
Как уже установила комиссия, экипаж без согласования с диспетчером изменил в середине полета маршрут и сильно уклонился от установленной трассы. При этом летчики докладывали на землю ложную информацию.
Ниже вы прочтете расшифровку речевого самописца (одного из "черных ящиков") погибшего Ми-8 с комментариями специалистов.
В целом картина трагедии выглядела примерно так: | | | "Восьмерка" лежала на открытом месте. Но искали ее очень долго: пилоты давали диспетчерам ложные координаты маршрута... |
В условиях густой низкой облачности Ми-8 летел на недопустимо малых высотах. По данным "КП", маршрут был изменен по требованию представителя заказчика рейса Михаила Викульцева, который хотел показать VIP-персонам красоты Камчатки - долину реки Толмачева, каскад водопадов, Толмачевское озеро - красивейшие места, куда возят иностранных туристов. Экипаж ругался, но деваться летчикам было некуда. Они сразу договорились, что на землю будут давать не фактическую информацию, а то местонахождение, которое должно быть по утвержденному маршруту. Ведь радиолокационного контроля в тех местах нет. В густых облаках экипаж метался... Пилоты в момент падения находились на рабочих местах. Посторонних в кабине не было.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Экипаж вертолета Ми-8: КВС (Командир воздушного судна) - Александр Гузанов. Ему 50 лет. Половину из них он провел за штурвалом Ми-8 и Ан-2. По трассе Елизово - Северо-Курильск летал сотни раз. Знал ее хорошо. 2П (Второй пилот) - Богдан Здор. Б/м (Борттехник) - Игорь Осипов.
2:05:48 (время международное, на Камчатке плюс 12 часов). Второй пилот (в распечатке - 2П): Но там прогнозы не проходят. То есть нам до Лопатки все равно лететь, как по старому маршруту. (Прогноз погоды, который дали экипажу, не оправдывается. Летчики отвернули от планового маршрута и говорят, что потом вернутся на старый. Мыс Лопатка - поворотная точка на нем. От Лопатки - 45 км до Северо-Курильска, где вертолет должен был сесть.)
2:05:58 Командир воздушного судна (в распечатке - КВС): Миша - урод, ну почему не сказать раньше, б..., а? Я х...ю. (Миша - Михаил Викульцев, директор предприятия "Авиатор", заказчик полета. Командир возмущается, что его раньше не предупредили об изменении маршрута.)
2:08:18 КВС: Это Приставная. (Приставная - сопка или населенный пункт.)
2:10:14 Борттехник (в распечатке - Б/м): Система герметична, посторонних шумов нет. (Борттехник делает установленный доклад о гидросистеме - проще говоря, об исправности техники.)
2:10:30 КВС: Интересно, как Бендер пошел, слушай его, б... (Бендер - Владимир Бондаренко, командир первого вертолета Ми-8 с другими членами команды губернатора, который летел тем же маршрутом и благополучно сел в Северо-Курильске. Командиру интересно, каким маршрутом полетел Бондаренко. Он просит второго слушать доклады "Бендера" в эфире.)
2:10:32 2П: Он по берегу пошел, по восточному, я слушал. (Восточный берег Камчатки тоже выходит на мыс Лопатка, над водой, по берегу лететь удобнее, возвышенности не мешают.)
2:10:35 2П: Потом вые...т и высушит, на траверзе Мутновки п...ц. (Траверз Мутновки - это когда пункт Мутновка будет справа или слева под курсовым углом 90 градусов. Второй пилот опасается или заказчика, или какого-то начальника.)
2:10:41 КВС: Так, следи за ним, вдруг он, х... его знает, еще вернется. (Командир понимает, что в такую погоду лучше вернуться на место вылета или сесть. Видимо, он надеется: если Бондаренко вернется из-за непогоды, то и ему с шефом на борту будет проще убедить в том же заказчика или начальника.)
2:10:47 2П: Но пока тихо, он Поворотный рассчитал. (Второй пилот информирует: Бондаренко пока не возвращается, он рассчитал время прохода мыса Поворотный.)
2:10:49 КВС: Че он рассчитал?
2:10:52 2П: Мыс Поворотный.
2:11:00 КВС: Да, Васю крепко шандарахнуло тут, б..., ну не крепко так, порядочно, прилично уже. (Видимо, командир вспоминает коллегу "Васю", который в этом же месте мог войти в "тряску" в осадки с ветром.)
2:11:05 Неустановленный член экипажа - (в распечатке Э): (неразборчиво).
2:11:06 КВС: Вот верховье Паратунки смотрю, обороты уже. (Командир видит верховье реки. Словом "обороты" он контролирует режим работы двигателей.)
2:11:10 Э: А помнишь, мы тогда вернулись на (неразборчиво) только дошли до этого места.
2:11.14 КВС: Даже раньше. (Экипаж обсуждает, что уже бывал здесь при плохой погоде, но тогда они вернулись, не продолжили полет.)
2:11:30 КВС: Озерное настрой на GPS. (GPS, Global Positioning System - приемник спутниковой навигации. В него вводят любую точку маршрута, и он показывает расстояние до нее и момент ее пролета. Точка Озерное - очевидно, вблизи поселка Озерновский.)
2:11:35 Э: Понял.
2:12:07 КВС: И че он выдал?
2:12:09 Б/м: (неразборчиво) Я смотрю: пройдем, не пройдем здесь?
2:12:12 КВС: Не пройдем, стопроцентной уверенности нет, поэтому лучше надежным вариантом. (Наверняка вертолетчики видят, что сопки становятся выше и вершины их уже входят в облака. А не ниже, как было у предыдущих возвышенностей. Командир понимает: нет гарантии, что могут над ними пройти. Надежный вариант - развернуться или сесть.)
2:12:17 КВС: Толмачевку не прошел еще, возвращаться?
2:12:20 КВС: Миша за голову возьмется.
2:12:22 2П: Пусть берется, раньше думать надо было. (В экипаже усиливается <вариант возвращения> из-за плохой погоды.)
2:12:45 2П: Пиратков 25-ю рассчитал. (Видимо, член экипажа первого Ми-8 Пиратков рассчитал пункт маршрута.)
2:12:50 КВС: Ты озеро Курильское дал полсотни минут, да? (<Ты сообщил на землю, что озеро пройдем в 2 часа 50 минут международного времени?> Часы и секунды при таких докладах не говорятся.)
2:12:53 2П: В сороковую (Второй пилот уточнил время: пройдем на десять минут раньше.)
2:13.18 КВС: Что у нас с речкой, впереди будет, да?
2:13:25 2П: Поперечная, потом Апача, потом Толмачева, все притоки.
2:13:32 2П: Через Толмачева же идет вот так?
2:13:35 КВС: Я тебя и спрашиваю, что там за речка?
2:13:41 КВС: Это еще, б..., Крестовая (сопка. - Прим. ред.), вот, облаками закрыта, да?
2:13:45 2П: Да. (Экипаж не может точно определить, где находится. Маршрут их полета пролегает через несколько речек. Экипаж больше внимания уделяет просмотру сопок, чтобы избежать столкновения, а не ориентировке на местности, тем более что приемник GPS текущие координаты выдает. Плюс погода тревожит экипаж, облачность все возрастает, ухудшается видимость.)
2:13:46 КВС: Мы ее. (Очевидно, <мы ее обойдем>.)
2:13:47 Б/м: А вот перевал между Хребтовой и Опалой сопкой, а вот там Апача.
2:13:52 КВС: Ну мы уже почти прошли, так смысла нет туда соваться. (Скорее всего, летчиков попросили лететь через этот перевал, чтобы показать его красоту VIP-пассажирам.)
2:14:09 2П: Вот Толмачевская трасса. (Очевидно, экипаж использует для ориентировки участки дорог. Вертолетчики часто используют совпадение маршрута с направлением дороги, так как летают по видимости. Есть даже профессиональная поговорка: <Глаза у них - только в землю> и шутка: <Навигация у вертолетчиков - это сесть у деревни и спросить, как она называется>.)
2:14:46 КВС: Порули пока. (Командир передает управление вертолетом второму пилоту.)
2:17:07 КВС: Повыше иди, это же не Коряки, блин, а? (Имеется в виду: это же не Корякская сопка, которую сверху не обойти. Корякская сопка - действующий вулкан у аэродрома Елизово, высота 3456 м, на этой сопке, кстати, лежат десятки разбившихся самолетов и вертолетов.)
2:17:10 2П: Что?
2:17:11 Б/м: Повыше!
2:17:12 КВС: Не Коряки, говорю.
2:17:21 КВС: Что-нибудь не понравится. (Не понравится вид на землю пассажирам: если войдут в облака, не видно будет.)
2:17:28 2П: Тут тоже ветер сильный, вон, по деревьям. (Очевидно, реальная высота в этот момент над землей, на которой летит вертолет, 40 - 100 м, очень низко.)
2:18:12 КВС: Значит, Озерная среднюю верхнюю дала. (Командир констатирует, что пункт выдачи погоды дал информацию, что облачность будет на среднем и верхнем уровнях, а облака оказались на нижнем - до земли.)
2:18:22 2П: Это последняя погода была, он говорит: <Я ее отпустил>. (Непонятно. Возможно, второй пилот сообщает, что Владимир Бондаренко, командир первого вертолета (<он>), в эту минуту докладывает на землю, что тоже проходит у нижней кромки облаков.)
2:18:35 КВС: Ниже надо, Богдан, ты же видишь, нижнюю кромку цепляем. (Нижняя кромка облаков опускается. Командир говорит второму: не влезай в облака, чтобы землю видно было.)
2:18:39 КВС: И вправо уходи. (Впереди стало вырисовываться очередное препятствие, возможно, сопка. Командир решает ее справа обойти.)
2:19:49 КВС: Вправо уходи, я же тебе говорю, потом, ты же видишь, она ухудшается под прямым углом. (Облачность ухудшается, возможно, летчики наблюдают быстрое снижение нижней кромки облаков.)
2:20:00 КВС: Еще вправо.
2:20:03 Э: А вообще не летать надо. (В такую погоду лучше не лететь.)
2:20:07 КВС: Говорят же, вы видите, мы все время по кромке (облаков. - Прим. ред.), п...ц, хоть ты усрись на х...й.
2:20:18 2П: Что теперь делать, б...? (Второй пилот не выполняет энергично указания командира, как тот того хотел. Второй понимает, что обстановка ухудшается быстро - кромка облаков понижается, а, видимо, наличие препятствий на пути и их высота увеличиваются. Летчик не может сам принять решение.)
2:20:30 КВС: Опала в GPS-ку забей, идем на Опала. (Опала - точка поворота возле одноименной сопки, идут на одноименный населенный пункт.)
2:20:33 2П: Понял.
2:20:34 КВС: Говорил же, б..., уходи вправо, не цепляй ты за нижнюю кромку, нет, б..., надо. (Второй пилот отворачивает вправо от препятствия неэнергично. Наверняка командир в этот момент дернул ручку на себя, в резкий набор высоты, и вправо. На себя и отворот - у истребителей это называется <пошел в боевой разворот>. От этого резкого маневра лопасти несущего винта вертолета бьют по хвостовой балке. Она, разрушаясь, улетает на 70 метров от места падения вертолета. Ми-8 начинает вращаться, лопасти винта частично разрушились, и вертолет с высоты около 40 метров, вращаясь, падает на землю.)
2:20:43 Конец записи.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Эксперт по авиабезопасности Виктор ТИМОШКИН:
- Ситуация похожа на историю, когда погиб генерал Лебедь. Тогда тоже вылетели с хорошей погодой, а потом подошли к месту, где нижняя кромка облаков опускалась. В обоих случаях командир должен был выйти к VIP-пассажирам, заказчику и доложить: "Обстановка требует или вернуться на аэродром вылета, или сесть между сопками и переждать". Ясно, что полет был неспокойным. Пилоты, видимо, плохо отдохнули. Им наверняка сказали: давайте полетим так. Они имели право отказаться. Но не смогли сделать это. Видимо, потому что директор "Авиатора" - давний партнер руководителей "Халактырских авиалиний", которым принадлежал вертолет.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Может, эти слова не ко времени. Но их надо сказать: летишь проверять готовность северокурильских чиновников к зиме - так и лети. Никакие виды из иллюминаторов не стоят человеческих жизней. Лети и помни: ты - губернатор, не Господь Бог. Красоты смотреть будешь за свои кровные частным порядком. Если время останется от государственных забот. Кому это напоминание? Живым, конечно. А погибшим - вечная память и земля пухом.
Роман Попов, Эмма Кинас <КП> - Петропавловск-Камчатский 02 Сентября 2003 г.
|